Православный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в д. Осовец
Деревня Осовец Любанского района Минской области находится в 20км от г. Любани и в 3км от трассы Бобруйск – Красная Слобода. Впервые м. Осовец документально упоминается в 1566г. в завещании о разделе Слуцкого княжества между братьями Олельковичами. Имеются косвенные письменные свидетельства о православной церкви XVIIв. в м. Осовец, связанные с имущественными делами рода Олельковичей. В списках военных налогов, которые платил Сильвестр Горват за духовенство во время войны со шведами в 1707г. упоминается Осовецкий священник, что позволяет предполагать о существовании в этом местечке православной церкви. В одном из документов 1717г. также упоминается об Осовецкой православной церкви. В списке священников, который датируется 1746г. встречаются фамилии настоятелей Осовецкой церкви – Петра Бирюковича, Симеона Бирюковича и Иосифа Бирюковича. В XVII–XVIII веках как и повсеместно, в Беларуси в Слуцком княжестве прослеживается процесс появления униатских священников, которые совершали свои богослужения в тех деревнях, где не было православных церквей, а также захватывали приписные церкви.
Слуцкие князья Олельковичи были ревностными защитниками православия на своих землях, куда и входила Любанщина. Это, в первую очередь, относится к Святой праведной Софии Олельке-Радзивилл Слуцкой княгине. Хотя сам Януш Радзивилл был католиком, а потом и протестантом, он свято исполнял своё обещание данное своей жене. В своём тестаменте он писал: «Церкви и монастыри религии старорусской во владениях моих по-прежнему должны сохраняться и потомки должны следить, чтоб не получилось в этом никакого изменения».
Но всё же униатство проникло в среду православия и на любанской земле. Православное духовенство Любанщины многократно посылало жалобы в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь о произволе униатов. В 1727г. настоятель Осовецкой церкви Симеон Бирюкович с Петром Бирюковичем и другими священниками просил архимандрита Слуцкого Свято-Троицкого монастыря Феодора (Волковича) о содействии по возвращению приходских церквей в ряде деревень. В 1740-е года возникли споры между униатами и православными из-за приписных церквей Осовецкого прихода и продолжались вплоть до перехода униатов в православие.
В 1771г. была построена на средства прихожан новая Рождества-Богородичная 4-го класса деревянная церковь. «Штатное жалованья причту 256 рублей. Земли – 4 усадебной десятины, 2 – пахотной и 10 – песчаной уволок, сенокосной на 30 возов. Прихожан: мужского пола 783 и женского пола 894 души».
Настоятелем церкви с 1751г. по 13.05.1786г. был священник Андрей Бирюкович, которого отправили на послушание в Грозовский монастырь. В описях Минской духовной консистории от 10.02.1789 есть указания на имена осовецких священников Михаила, Петра, Кирилла Бирюковичей, которые прислали жалобу епископу на притеснение их помещиком. После перемещения священника Андрея Бирюковича (скончался в 1802г.) в монастырь в причте церкви упоминаются заштатный священник Лука Бирюкович (скончался в 1803г.), Михаил Бирюкович (скончался в 1803г.), а также Петр и Кирилл Бирюковичи. В этом же документе имеется запись от 08.07.1804 об устройстве и освящении церкви, которая позволяет предполагать о том, что с 1771г. до сего времени церковь была неосвящена или в непосредственной близости к д. Осовец была построена приписная церковь (имеются данные о выдаче соборной книги на устройство церкви 23.11.1798 и сборе пожертвований). К сожалению, вышеупомянутые дела не сохранились.
В 1838г. усилиями князя Витгенштейна Рождества-Богородичная церковь «была капитально починена».
В описании церквей за 1879г. указывается, что церковь д. Осовец «зданием деревянная, устроена продолговатым крестом с двумя глухими куполами, гонтовой крышей и одной дверью. Внутренняя площадь 20 квадратных саженей. Потолок наслан досками, стены выбелены, пол деревянной, к отоплению не приспособлена. Иконостас простой столярной работы, без позолоты, окрашен в зелёный цвет. В колокольне, устроенной отдельно от церкви, имеется три колокола и железное било около трёх пудов. В состав прихода входят селения: Зелёнки, Костеши, Синегов, Пасеки, Пекличи, Чабусы, Рухово, Пласток и Рубежи (самое отдалённое селение в 14 верстах).
Прихожан числится мужского пола 1107, а женского 1237 душ, все они крестьянского сословия и занимаются только хлебопашеством. Настоятелем состоит с 1850г. священник Василий Бирюкович».
В 1863г.была открыта церковно-приходская школа, в которой обучались 37 мальчиков. Учителями в разное время были священники Василий Бирюкович, Иоанн Миларадов, Ольга Гузовская, Екатерина Канар. Занятия проходили в доме священника.
В 1864г. было начато строительство здания для церковно-приходской школы.
В 1887г. в церковно-приходской школе обучались 40 мальчиков и 1 девочка. Согласно историко-статистическим данным в 1901г. Рождества-Богородичной церкви насчитывалось прихожан мужского пола 2008 и женского 1992 души. После смерти настоятеля церкви Василия Бирюковича, который скончался в 1902г., настоятелем в Осовецкую православную церковь был назначен священник Феодор Гахович, переведённый из Тальской Свято-Троицкой церкви. В то время в собственности церкви насчитывалось около 255 десятин земли. Причтовые постройки у священника прочные, у псаломщика – ветхие.
Священник Феодор Гахович был ревностным служителем, всеми уважаемым пастырем. В 1905г. он несёт послушание исполняющего обязанности благочинного 3-го благочиннического округа Бобруйского уезда, добросовестно выполняя настоятельские обязанности в Рождества-Богородичной церкви м. Осовец. За заслуги перед церковью к Пасхе 1910г. священник Феодор Гахович был награждён орденом Святой Анны 3-й степени. 02.12.1917 священник Феодор Гахович умер.
Настоятелем к Осовецкой церкви Бобруйского уезда был назначен священник Владимир Стуканов. Трудами священника Владимира и прихожан ветхая церковь в 1920-х годах была разобрана, а вблизи была выстроена новая деревянная.
Гальченя Иоаким Филиппович (1884г.р., д. Пласток Бобруйского уезда Минской губернии, ныне Любанский район Минской области). Белорус. Из крестьянской семьи. В 1920-е года церковный староста. Вероятно Рождества-Богородичной церкви д. Осовец (тогдашний почтовый адрес: ст. Любань). В первой половине 1930-х трудился в колхозе «Искра» Любанского района. С женой Ксенией Ивановной растил дочерей Антонину (1925г.р.), Ольгу (1935г.р.), сыновей Владимира (1928г.р.), Аркадия (1930г.р.), Евгения (1932г.р.). Арестован и 30.07.1935 осуждён особым указом при НКВД за «контрреволюционную деятельность» к лишению свободы (срок не известен). Этапирован (с семьёй) в Северный край (спецпоселение Заря, Рожево и др. Холмогорского района). Снова арестован 16.08.1937. Приговорён 07.10.1937 за «антисоветскую агитацию среди заключённых» и как «участник контрреволюционной группы церковников» к 10 годам ИТК. Дальнейшая судьба неизвестна. По первому делу (№5932) реабилитирован прокуратурой Беларуси 05.10.1992, по второму (№38621) УВД Архангельской области 27.03.1958. Жена Иоакима Гальчени погибла в заключении 03.07.1942. Дочь Ольга умерла в ссылке. Сын Евгений 18.02.1939 помещён в детский дом.
С 1922г. по 1929г. настоятелем церкви в д. Осовец являлся священник Константин Николаевич. Он вступил в число «отреченцев» и пошёл неблаговидным путём. После отречения его восстановили в гражданских правах. Накануне войны он работал солистом Белорусского театра оперы и балета. Во время служения священника Константина 24.03.1929 представители райисполкома Смоляр и Кутуц, а также председатель сельского Совета Терешко изъяли книги, ведомости и другие архивные документы, о чём был составлен акт. Из акта следует, что Рождества-Богородичная церковь была в хорошем состоянии, иконостас 4-ярусный. В достатке были церковная утварь и богослужебные книги. На колокольне были один 20-пудовый и один 7-пудовый колокола.
Церковь Рождества-Богородичная действовала до 1936–1937 годов. После ареста сотрудниками НКВД настоятеля церковь разобрали комсомольские активисты. Брёвна, из которых была построена церковь, были использованы на постройку больницы г. Любани. Нашёлся человек (фамилия Петрушеня), который согласился снять храмовый крест. В годы войны здание сгорело, а Петрушене оторвало снарядом руку, и он умер. И вновь подтверждаются мудрые слова «Бог поругаем не бывает». Возобновление церкви в д. Осовец совершилось спустя 70 лет.
В конце XXв. духовная жизнь в д. Осовец начала возрождаться. По благословению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси 23.09.1999 было проведено собрание верующих в д. Осовец и близлежащих деревень под председательством настоятеля Спасо-Преображенской церкви г. Любани священника Николая Тютюнникова.
21.10.1999 священником Николаем Тютюнниковым было освящено место под строительство церкви в д. Осовец, о чём свидетельствует установленный на том месте крест.
23.12.1999 Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом был зарегистрирован Устав прихода Свято-Рождества-Богородичной церкви д. Осовец.
13.07.2000 Минский областной исполнительный комитет выдал свидетельство о регистрации №542 религиозной православной общины. В 2001г. было решено дать здание старой аптеки для использования под временную церковь.
В 2002г. пастырское окормление прихода поручено иерею Владимиру Машлякевичу, который возглавил строительство нового храма. Родной брат Виктор отца Владимира тоже священнослужитель и его усилиями построена церковь в Узденском районе. Вместе с матушкой Светланой отец Владимир растит сына Илию и дочь Христину. Отец Владимир и матушка Светлана родом из одной деревни – д. Рубель Столинского района Брестской области. Родной брат Виктор отца Владимира тоже священнослужитель и его усилиями также построена церковь.
В 2003г. с благословения Митрополита Минского и Слуцкого Филарета начато строительство нового деревянного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь построена недалеко от того исторического места.
В 2005г. на престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы отслужена первая Божественная Литургия.
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы д. Осовец является центром духовного окормления православных христиан 15 близлежащих деревень (Заельное, Зелёнки, Костеши, Криваль, Наугольное, Озломль, Осовец, Пекличи, Переспа, Пласток, Плюсна, Тройчаны, Трубятино, Чабусы, Яминск).
  21.09.2008 на престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы в храме состоялось соборное богослужение с крестным ходом и молебном. Духовенство представляли настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы д. Осовец Владимир Машлякевич и его родной брат Виктор, отец Анатолий – родной брат иерея Игоря Ковальского, настоятеля храма Святой Троицы д. Таль. Празднование возглавил благочинный Любанского церковного округа иерей Виктор Мельников.

«Государственная гимназия №1 г.Любани»
Ковшер Екатерина Николаевна,
учитель географии высшей категории



Комментарии
Добавить новый Поиск
Ирина Барышникова - Кирилюк  - Протоиерей Симеон Михайловия Бирюкович   |178.95.147.xxx |2010-08-10 13:09:40
Спаси ВАС ГОСПОДИ, дорогие братья и сестры!Мой прадедушка протоиерей Симеон Михайлович Бирюкович. Он жил и служил в Бобруйске до 1929 года. В 1931г. его арестовали в Вырице (С.-Петербургская епархия), выслали в лагерь, где он скончался.Его дочь и моя бабушка Валентина нам много рассказывала о нем и о родне, кот. были потомственными священниками. Думаю это они в Осовце.
Ирина Барышникова - Кирилюк   |178.95.147.xxx |2010-08-10 13:16:17
Информация О прот. Симеоне в интернете на сайте serafim.com.ru/site/nstr_10_02.html

Дай Бог Вам Всем здоровья! Если есть возможность, сообщите мне пожалуйста источники информации, мне бы хотелось побольше узнать о Бирюковичах. Юлагодарю Вас за Ваши нужные труды!!!
Ирина Барышникова - Кирилюк   |178.95.147.xxx |2010-08-10 13:19:41
Отправила Вам письма, забыла отметить, что мне нужно уведомление. Простите!
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
UBB-Код:
[b] [i] [u] [url] [quote] [code] [img] 
 
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 
 Каталог TUT.BY