Лескин Артём Федорович Воспоминания о войне
Лескин Артём Федорович Воспоминания о войне - Наш голос в «Эхе над Полесьем»
Индекс материала
Лескин Артём Федорович Воспоминания о войне
Начало войны
Ранение
Новиченко Степан Антонович
С бойцами 121 стрелковой дивизии
Встреча с группой А. И. Далидовича
Укрепляются связи с местным населением.
Встреча с разведчицей
Дела повседневные
Поход к врачу
Встреча с В. И. Козловым
Разгром немецкого гарнизона в Любане
Угнали скот от немцев
Ликвидация полицейского гарнизона в Кузьмичах
Совместно с отрядом Ф. И. Павловского
Рейд
Новые трудности
Связь с «Большой землёй»
Операции на дорогах
Разгром Яминского гарнизона
Подготовка к «Концерту»
Свой аэродром
Задание подпольного обкома
«Гольдфольд» против партизан
Словаки
Наш голос в «Эхе над Полесьем»
Сформирование бригады
Бои с карателями
Мы участвуем в «Концерте»
Борьба за урожай
Юные партизаны
Бои за партизанскую зону
Немецкая карательная экспедиция в феврале 1944
В прифронтовой полосе
Соединение с Красной Армией
Все страницы

Штаб Минского партизанского соединения в октябре 1942 года разработал план на проведение операции по подрыву крупного железнодорожного моста на реке Птичь на Полесской железной дороге под кодовым названием «Эхо над Полесьем». Эту операцию наметили провести перед 25-ой годовщиной Великого Октября. Возглавили эту операцию Р. Н. Мочульский, заместитель по оперативной части И. М. Куликовский, заместитель по разведке и контрразведке Р. Б. Берензон, начальник штаба соединения И. М. Коновалов.
К проведению операции привлекались отряды Т.П. Бумажкова, Ф.И. Павловского, А.И. Патрина, А.И. Далидовича, Н.Н. Розова, А.А. Жигаря и Г.И. Кравца общей численностью до 1000 человек.
Мост охранялся двумя взводами по 30 человек каждый, размещающихся в хорошо оборудованных четырёх дзотах с пулемётами и двумя противотанковыми пушками в 800 метрах от моста. На станции Птичь – охранный полк численностью 750 – 800 человек с орудиями и миномётами. Охрана моста имела телефонную связь не только с гарнизоном на станции Птичь, но и с крупными гарнизонами в Мышанке, Копаткевичах. В случае необходимости помощи гарнизону Птичь она может быть оказана из Калинкович и Копцевич. В целом, при некоторых обстоятельствах, против нас противник может выставить до 3000 человек с пулемётами, миномётами и пушками.
В деревне Комаровичи 2 ноября состоялось совещание командиров, комиссаров и начальников штабов на котором был доложен план захвата и подрыва моста.
Планом было предусмотрено следующее распределение наших сил:
- отряд Бумажкова – разрушает железнодорожное полотно и связь между станциями Муляровка и Коренёвка в 13 километрах от станции Птичь, и перекрывает путь из Копцевич;
- отряд Павловского - разрушает железнодорожное полотно и связь в шести километрах восточнее станции Птичь, и перекрывает путь из Мышенки;
- отряд Патрина – перекрывает дорогу Копаткевичи – Птичь.
Нашему отряду и приданному нам отряду Розова, общей численностью 350 человек, поручалось выполнение наиболее ответственной задачи. Мы должны отрезать станцию Птичь от железнодорожного моста, блокировать гарнизон станции, не позволить оказать помощь охране моста.
Отрядам  Жигаря и Кравца, численностью 200 человек, поручалось подавить сопротивление охраны, захватить мост и обеспечить минирование моста.
Выполнение минирования и взрыва моста возлагалось на подрывную группу из 45 человек во главе с инструктором подрывного дела В.П. Шимченком.
К назначенному времени все отряды заняли исходные позиции.
С нашим отрядом на операцию следовали представители штаба соединения секретарь ЦК ЛКСМ Белоруссии К.Т. Мазуров и И.М. Куликовский. Мы вышли 4 ноября в 2 часа 30 минут на заданный рубеж и расположились в следующем порядке: 
- отряд Розова занял позицию на южной стороне железнодорожного полотна, с ним пошёл  Мазуров;
- наш отряд занял позицию на северной стороне железнодорожного полотна, одновремённо перекрывая грунтовую дорогу, идущую от станции Птичь к мосту, с нами пошёл Куликовский.
В 6.00 часов с западной, и одновремённо с восточной, стороны от моста послышались мощные взрывы, это начали действовать Бумажков и Павловский. С командного пункта операции взлетели две красные ракеты – это сигнал для штурма моста. Мы услышали пулемётную и автоматную стрельбу, которая всё время усиливалась, это штурмовая группа устремилась к мосту. 
Противник открыл ответный огонь, но атака была настолько стремительной, что охрана моста в течение несколько минут была уничтожена. Подрывники приступили к минированию моста. На станции Птичь поднялась тревога. Фашисты, ошеломлённые неожиданным нападением, в начале не поняли в чём дело, но потом, разобравшись в обстановке, открыли артиллерийский огонь по мосту. Среди подрывников появились убитые и раненые, но минирование продолжалось. Со станции Птичь немцы пошли в наступление по направлению моста, но им преградила путь наша линия обороны. Мы встретили их ураганным огнём из всех видов оружия. Немцы залегли, открыли ответный огонь из автоматов и пулемётов, а затем ввели в действие пушки и миномёты. У нас появились убитые и раненые.
Мы удерживали натиск превосходящих сил противника, держали оборону, понимая, что от нас зависит выполнение задачи по взрыву моста. Взлетают вверх две белые ракеты – сигнал на общий отход. Мы понимаем, что минирование закончено, слышим, что на мосту началось движение, это отходит штурмовая группа и подрывники.  Мы прикрываем отход, и в это время воздух дрогнул от мощного взрыва. Раскаты этого взрыва далеко разнеслись над Полесьем!
Мы, подобрав своих убитых и раненых товарищей, начали выходить из боя. Отход прикрывал взвод Семёнова. Наступил рассвет. Едва мы укрылись в лесу, как появились фашистские самолёты. Они долго кружили, выискивая партизан, но ничего не обнаружив, улетели.
Идущий в голове колонны отряд Патрина встретился с разведывательным отрядом противника. Немцы, обнаружив такое большое количество партизан, бросились спасаться бегством. Партизаны открыли огонь, 27 немецких солдат было убито и три взяты в плен. Наша колонна углубилась в лес и остановилась на привал. Похоронили своих убитых, оказали помощь раненым, привели себя в порядок. 
Подъехали верхом на конях Мочульский и Куликовский. Мочульский приказал построить отряды. Отряды построились, образуя замкнутый прямоугольник. Мочульский и Куликовский въехали в середину, они поблагодарили нас всех за успешное выполнение задачи и поздравили с 25-ой годовщиной Великого Октября. После этого отряды начали расходиться по местам своего базирования.
Немцам понадобилось 18 суток на восстановление моста. Если учесть, что до взрыва моста магистраль Брест – Калинковичи – Гомель пропускала в сутки 25 – 30 эшелонов с живой силой, боевой техникой и боеприпасами, то враг лишился возможности провести за это время порядка 500 эшелонов. А в это время Красная Армия вела тяжёлые бои за Сталинград. 
Немцы только справились с восстановлением моста на реке Птичь, как мы, совместно с отрядом Розова, совершили налёт на Оголицкую Рудню, сбили охрану и взорвали мост на реке Бобрик. Магистраль снова замерла на семь суток.


                                          


Комментарии
Добавить новый Поиск
Лескин Анатолий Артемович  - O поездке в Любань   |31.13.144.xxx |2015-03-22 17:46:26
Я сын Артема Федоровича, живу в Тольятти. Сейчас на пенсии, проработал в автомобильной промышленности 50 лет, начал работать на Уральском автозаводе, а закончил на АвтоВазе. В 2002 году я ездил в Беларусь, посетил партизанские места, встречался с партизанами, их тогда было 7 челове из бригады. Встречали нас с женой как самых родных людей, большое спасибо работникам музея, лично Грибанову В.И.- председателю исполкома.
В прошлом году там побывали моя дочь с мужем и моими внуками( правнуки А.Ф.) Тоже побывали на острове Зыслов, в Государственном музее Любани! Внуки теперь выступают в школе и рассказывают о подвигах партизан и это очень хорошо, особенно сейчас в честь 70- летия Победы! Желаю всем ветеранам здоровья и долгих лет жизни, мы Вас помним!
Анонимно   |212.98.181.xxx |2017-04-17 15:10:01
Я послевоенный. Возле деревни Заберезинец мы знали место боя партизан. Там были окопы и землянки. Находили патроны, гранаты, фашистские каски защитного цвета. это был перекресток дороги из деревни Середибор и дороги Заберезинец- Сосны. Теперь это перекресток трудно найти потому, что все сильно изменилосью
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
UBB-Код:
[b] [i] [u] [url] [quote] [code] [img] 
 
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 
 Каталог TUT.BY