Лескин Артём Федорович Воспоминания о войне
Лескин Артём Федорович Воспоминания о войне - Мы участвуем в «Концерте»
Индекс материала
Лескин Артём Федорович Воспоминания о войне
Начало войны
Ранение
Новиченко Степан Антонович
С бойцами 121 стрелковой дивизии
Встреча с группой А. И. Далидовича
Укрепляются связи с местным населением.
Встреча с разведчицей
Дела повседневные
Поход к врачу
Встреча с В. И. Козловым
Разгром немецкого гарнизона в Любане
Угнали скот от немцев
Ликвидация полицейского гарнизона в Кузьмичах
Совместно с отрядом Ф. И. Павловского
Рейд
Новые трудности
Связь с «Большой землёй»
Операции на дорогах
Разгром Яминского гарнизона
Подготовка к «Концерту»
Свой аэродром
Задание подпольного обкома
«Гольдфольд» против партизан
Словаки
Наш голос в «Эхе над Полесьем»
Сформирование бригады
Бои с карателями
Мы участвуем в «Концерте»
Борьба за урожай
Юные партизаны
Бои за партизанскую зону
Немецкая карательная экспедиция в феврале 1944
В прифронтовой полосе
Соединение с Красной Армией
Все страницы

В мае месяце 1943 года Центральный штаб партизанского движения принял решение о проведении рельсовой войны, суть которой заключалась в массовом выводе из строя полотна железной дороги путём подрыва рельсов. Операции было присвоено название «Концерт».
Это был новый метод борьбы, который мы ещё не применяли, но важность этого дела каждый понимал. Таким образом, наносился ощутимый урон противнику, он лишался возможности снабжать фронт необходимыми резервами, техникой и боеприпасами.
 Штабом соединения нашей бригаде была поставлена задача, вывести из строя железную дорогу на протяжении трёх километров между станциями Жидковичи и Старушки.
Порядок выполнения этой задачи мы изложили в приказе по бригаде. Каждому отряду бригады выделялся участок железной дороги, устанавливалось количество рельсов для подрыва и выделялось для этого необходимое количество взрывчатки. В каждый отряд направлялся представитель штаба бригады для контроля. Все отряды наносили удар по железной дороге одновремённо.
Первый удар был нанесён в ночь с  13 на 14 мая, уничтожено 1530 рельсов. Второй удар – в ночь с 25 на 26 мая, уничтожено 1305 рельсов.
Немцы усилили охрану железной дороги: кроме патрулей на каждом километре дороги были построены дзоты, в которых размещались подразделения солдат с пулемётами и автоматами.
Диверсии на железной дороге усложнились: нужно было теперь выделять дополнительные силы для блокировки дзотов. Кроме того, мы выявили, что рельсы, порванные на стыках, немцы восстанавливают – обрезают повреждённые концы, сверлят отверстия и скрепляют их. Теперь нам нужно рвать рельсы посредине, чтобы они не могли быть восстановлены.
Приказ о продолжении операции «Концерт» мы получили 27 июля 1943 года. Провели тщательную подготовку к операции: уточнили систему охраны участка железной дороги, расположение дзотов и их вооружение, маршруты движения отрядов и подходы к железной дороге. В отрядах провели занятия с бойцами, как эффективнее взрывать рельсы.
На основании разработанного плана командир бригады отдал приказ, в котором были поставлены конкретные задачи каждому отряду и отдельным группам.
Отряды бригады в установленное время вышли на исходный рубеж. Здесь зачитали боевой приказ, призвали каждого бойца выполнить свою задачу наилучшим образом. После этого отряды пошли к железной дороге и скрытно заняли свои участки.
В назначенное время подрывные группы двинулись к дороге. В какое-то время патруль обнаружил партизан и открыл огонь. В этот же момент блокирующие группы  засыпали дзоты пулями и гранатами, заставили их замолчать. Партизаны бросились в атаку на железную дорогу. В течение нескольких минут охрана была уничтожена, а кто успел – убежал.
Подрывники организовано по команде закладывали толовые шашки, зажигали бикфордов шнур и уходили в укрытие. Затем начиналась канонада взрывов. Было взорвано более1500 рельсов. С «Концерта» партизаны бодрые и весёлые возвращались в лагерь.
Приказ штаба нашего партизанского соединения от 13 августа 1943 года обязывал нас в ближайшее время на железной дороге остановить воинский эшелон идущий на фронт, воспользоваться его грузом, чтобы пополниться боеприпасами и вооружением.
Выполнение приказа мы начали с тщательной разведки, решающей задачи:
- подбора исходного рубежа у железной дороги для атаки эшелона, где можно сосредоточить до 350 партизан штурмовой группой с соблюдением строгой маскировки;
- выбор маршрута скрытного движения  к выбранному рубежу атаки колонны партизан численностью до 500 человек;
- вскрытие системы обороны на выбранном участке железной дороги, количества дзотов, их вооружение, возможности подходов к ним для блокирования;
- определение возможности гарнизонов противника, способных помешать проведению операции для выставления заслонов.
Совместно с начальником разведки Семёновым мы разработали подробный план проведения операции с распределением сил и огневых средств. План операции доложили командиру бригады Далидовичу и комиссару бригады Боровику. После совместного обсуждения план утвердили.
Далидович собрал совещание командного состава всех отрядов бригады. На совещании я доложил обстановку. 
На ближайшей от места проведения операции станции Старушки находятся 120 немецких солдат и 60 «добровольцев» с одной 45 миллиметровой пушкой, одним миномётом, двумя станковыми пулемётами, шестью ручными пулемётами. 
На разъезде Бринёво размещаются 150 немецких солдат с двумя миномётами, двумя станковыми пулемётами, шестью ручными пулемётами. На участке железной дороги – три дзота с ручными пулемётами, между которыми ходят парные патрули.
На участке в сторону фронта ежесуточно проходят до 17 эшелонов с войсками, боевой техникой и боеприпасами.
Штурмовая группа в составе отрядов Фурмана и Плышевского сосредотачивалась в районе хутора Погибелка к 4.00 часам 15 августа 1943 года. Отряд Бородько прикрывал левый фланг, отряд Химичева – правый фланг штурмовой группы. Отряд «Комсомолец» защищал тыл действующих отрядов. Отряд Кочанова оставался в резерве.
Остановку эшелона должна осуществить группа с противотанковыми ружьями расстрелом паровоза. Это и будет сигналом для начала атаки штурмовой группы на эшелон. 
В день проведения операции все наши силы занимали установленные позиции, но с 4.00 до 12.00 часов в сторону фронта не было ни одного эшелона. Вероятно, где-то на другом участке железной дороги была совершена диверсия, и путь ускоренными темпами ремонтировался.
Мы видим, как немецкие патрули ходят по дороге, периодически постреливая по опушке леса, но партизаны ничем не обнаруживают себя.
Наконец наблюдатель сообщил, что в сторону линии фронта движется воинский эшелон. Командир бригады по цепи передал приказ приготовиться к бою. Наступило тревожное напряжённое ожидание начала боя.
Показался эшелон, раздались выстрелы противотанковых ружей. Из пробитого паровозного котла начал спускаться пар, паровоз, замедляя ход, двигался по инерции. Мы открыли по эшелону огонь из всех имеющихся видов оружия. От зажигательных пуль загорелись вагоны. Из вагонов слышались крики людей.  В других раздавались сильные взрывы. Эшелон остановился около дзота, из которого немцы открыли огонь и начали отсекать партизан, подбегавших к задним вагонам. Под эти прикрытием немцы начали выскакивать из вагонов, залегли за насыпью и открыли огонь по партизанам. Завязался позиционный бой, который длился около трёх часов. Вскоре противник получил подкрепление из соседних гарнизонов, в бой с которыми вступили наши группы прикрытия.
В виду неравенства огневых средств и боеприпасов, командир бригады оставил отряд Плышевского для прикрытия, а остальным дал команду выходить из боя.
О результатах боя нам сообщили связные со станции Жидковичи. Паровоз был полностью выведен из строя, сожжено 16 вагонов из них два пассажирских с офицерским составом, три вагона с боеприпасами, вагон с обмундированием, остальные с солдатами. Все выгоны изрешечены пулями. Много убитых и раненых, которых выносили из вагонов и куда-то увозили. К вагонам близко никого не подпускали.
Эшелон не дошёл до фронта, но мы не смогли взять трофеи. Мы не имели мины, чтобы подорвать паровоз и пустить эшелон под откос.                                                                                                                                            




                                                   


Комментарии
Добавить новый Поиск
Лескин Анатолий Артемович  - O поездке в Любань   |31.13.144.xxx |2015-03-22 17:46:26
Я сын Артема Федоровича, живу в Тольятти. Сейчас на пенсии, проработал в автомобильной промышленности 50 лет, начал работать на Уральском автозаводе, а закончил на АвтоВазе. В 2002 году я ездил в Беларусь, посетил партизанские места, встречался с партизанами, их тогда было 7 челове из бригады. Встречали нас с женой как самых родных людей, большое спасибо работникам музея, лично Грибанову В.И.- председателю исполкома.
В прошлом году там побывали моя дочь с мужем и моими внуками( правнуки А.Ф.) Тоже побывали на острове Зыслов, в Государственном музее Любани! Внуки теперь выступают в школе и рассказывают о подвигах партизан и это очень хорошо, особенно сейчас в честь 70- летия Победы! Желаю всем ветеранам здоровья и долгих лет жизни, мы Вас помним!
Анонимно   |212.98.181.xxx |2017-04-17 15:10:01
Я послевоенный. Возле деревни Заберезинец мы знали место боя партизан. Там были окопы и землянки. Находили патроны, гранаты, фашистские каски защитного цвета. это был перекресток дороги из деревни Середибор и дороги Заберезинец- Сосны. Теперь это перекресток трудно найти потому, что все сильно изменилосью
Инна  - Помню и горжусь   |94.74.126.xxx |2017-05-08 22:28:57
Я внучка Плышевского Григория Ивановича и Плышевской Надежды Григорьевны.
Живу в Одессе.
Дед о войне не рассказывал. Еще школьницей была с ним на встрече ветеранов на острове Зыслов.
Все, что слышала от бабушки и моей мамы, рассказываю сейчас своим внукам. Очень жалею, что так мало знаю.
Благодаря вам рассказ будет полнее.
Спасибо.
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
UBB-Код:
[b] [i] [u] [url] [quote] [code] [img] 
 
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 
 Каталог TUT.BY