Лескин Артём Федорович Воспоминания о войне
Лескин Артём Федорович Воспоминания о войне - В прифронтовой полосе
Индекс материала
Лескин Артём Федорович Воспоминания о войне
Начало войны
Ранение
Новиченко Степан Антонович
С бойцами 121 стрелковой дивизии
Встреча с группой А. И. Далидовича
Укрепляются связи с местным населением.
Встреча с разведчицей
Дела повседневные
Поход к врачу
Встреча с В. И. Козловым
Разгром немецкого гарнизона в Любане
Угнали скот от немцев
Ликвидация полицейского гарнизона в Кузьмичах
Совместно с отрядом Ф. И. Павловского
Рейд
Новые трудности
Связь с «Большой землёй»
Операции на дорогах
Разгром Яминского гарнизона
Подготовка к «Концерту»
Свой аэродром
Задание подпольного обкома
«Гольдфольд» против партизан
Словаки
Наш голос в «Эхе над Полесьем»
Сформирование бригады
Бои с карателями
Мы участвуем в «Концерте»
Борьба за урожай
Юные партизаны
Бои за партизанскую зону
Немецкая карательная экспедиция в феврале 1944
В прифронтовой полосе
Соединение с Красной Армией
Все страницы

По сообщениям наших связных и данным бригадной и отрядных разведок, мы установили, что немцы собирают население для рубки леса, ремонту и строительству мостов, работам на гравийных и шоссейных дорогах. Они приступили к восстановлению железной дороги между станциями Уречье и Старушки. Эта дорога соединяла две железнодорожные магистрали: Полесскую железную дорогу и дорогу Осиповичи – Барановичи. Восстановление этой железнодорожной ветки давало возможность противнику более оперативно маневрировать своими войсками в районе. Значение этой дороги тем более возрастало с приближением линии фронта, которая непреодолимо продвигалась на запад.
В штабе бригады анализировалась вся информация, и мы понимали замысел противника. Было решено не дать гитлеровцам восстановить железную дорогу, а наоборот разрушить её.
Для выполнения этой задачи привлекались все отряды нашей бригады. Место действия – железная дорога от совхоза «10 лет БССР» в сторону станции Старушки. Каждому отряду отвели определённый участок. Дали указания взрывчатку не применять, экономить для диверсий по подрыву эшелонов. Разрушать дорогу собственными физическими силами для чего приготовить ключи для отвинчивания рельсов, ломы, топоры, пилы. Охрану обеспечить своими силами.
Операцию начали 13 марта 1944 года в 6.00 часов. Отвинтив болты, партизаны длинными вагами отрывали рельсы от шпал, гнули их и ломали, растаскивали в разные стороны. Шпалы перепиливались и раскалывались, насыпь перекапывалась. Запасы рельсов в штабелях взорвали.
Трое суток, не зная усталости, работали на дороге. То и дело слышалась команда: « Раз, два – взяли! Раз, два – сильно!». Беспрерывный треск рельсов, жужжание пил, стук топоров наполняли окрестность. Под откосом валялись погнутые и поломанные рельсы, перепиленные и расколотые шпалы, столбы уничтоженной телефонно-телеграфной связи.
Немцы пытались препятствовать нашим работам, но группы прикрытия завязывали бой, а иногда и работающие на флангах отряды приостанавливали свои работы и тоже вступали в бой.
Приказ командования бригады был выполнен, железная дорога была полностью уничтожена на протяжении 15 километров. Восстановить её смогли немцы только в июне 1944 года.
После уничтожения железной дороги отряды приступили к выполнению обычных боевых задач отдельными группами подрывников, охотников.
Оставленный немцами в совхозе «10 лет БССР» гарнизон как бельмо на глазу мешал нам: при движении наших групп к железной дороге, нужно было обходить его стороной. Мы решили разгромить этот гарнизон. Семёнов организовал разведку, а мы, тем временем, провели совещание с командирами отрядов, подготовили людей. К операции привлекли отряды Фурмана, Плышевского и Кочанова общей численностью до 300 человек.
В ночь на 11 апреля в 4.00 часа, сбив охранение, овладели пенькозаводом, полотном железной дороги, больницей, подошли вплотную к дому занятому немцами, забросали гранатами и подожгли его. Немцы выпрыгивали в окна и двери под наши пули. Некоторым удалось скрыться в сарае, но мы его тоже подожгли. Немногим удалось сбежать. В этой операции было уничтожено до 50 немецких солдат и офицеров. Находящиеся в гарнизоне 25 полицейских в бою не участвовали: услышав стрельбу – разбежались, мы их и не видели.

Сообщения Совинформбюро вселяли надежду на скорую победу над врагом. Мы радовались каждому освобождённому городу, деревне, ждали и надеялись, что скоро театр военных действий перенесётся в наш партизанский край. И хотя фашисты ужесточили борьбу с партизанами, мы чувствовали себя хозяевами положения. Надо сказать, что размах карательных экспедиций против партизан достиг наибольшей силы во время успешного наступления наших войск на фронтах.
В середине апреля 1944 года немцы предприняли меры по очистке своих прифронтовых районов от партизан. Они начали теснить бригаду со всех сторон. Оказывая упорное сопротивление, мы отходили в глубь лесов и болот. 
Пришлось оставить в лесу коней, расседлали, сняли уздечки и пустили на волю, жаль было расставаться с боевым другом – конём. И сейчас щемит сердце, когда вспомнишь прощание со своим боевым конём Цыганкой, которая не раз выручала меня из беды.
Двигаясь лесом ночью, мы услышали немецкую речь. Остановили отряд, осторожно без шума перестроились и разом ударили  из автоматов и винтовок по немецким голосам. Сразу услышали панические крики и беспорядочную стрельбу разбегающихся немцев. Мы преследовать их не стали, да и возможности не было, потому что в лесу почти нулевая видимость.
На рассвете в районе Червоного озера вышли к болоту, которым нужно было пробраться, чтобы попасть на остров, где находилась база неприкосновенных запасов. Необходимо было преодолеть большой участок топкого болота. Нас постоянно преследовали и обстреливали самолёты противника.
От болота тянуло сыростью и гнилью, трясиной идти было очень трудно. Партизаны увязали в болоте по пояс, падали, поднимались и шли. Наконец, мы прошли трясину и выбрались на остров. Это были самые трудные дни нашей партизанской жизни. Не хватало боеприпасов, полуголодное существование, положение казалось безвыходным, но мы не падали духом и выстояли в этой блокаде.
Семёнов со своими разведчиками в таких условиях вели активную разведку и наблюдение за противником, поддерживали связи с местным населением, доставляли достоверные сведения о продвижении немецких войск.
В конце апреля противник снял блокаду, не добившись нашего уничтожения. Мы снова вышли на боевую работу, усилили действия на железных дорогах. Мы выходили отрядами и всей бригадой, сбивали охранение и взрывали железнодорожное полотно на протяжении 3 – 5 километров за ночь. Наши охотники с винтовками «беззвучками», оборудованные глушителями, охотились за патрулями на железной дороге и солдатами, находящимися в дзотах. Солдаты боялись выходить из дзота по нужде - снимались нашими охотниками. Подрывные группы спускали под откос воинские эшелоны. 
Подрывная группа во главе с Синицким на Полесской железной дороге спустила под откос немецкий воинский эшелон с техникой и живой силой: взорван паровоз и 12 вагонов свалились под откос. Вторая подрывная группа на железной дороге Слуцк – Уречье пустила под откос эшелон с танками: паровоз взорван и 17 вагонов свалились под откос. Группа из отряда Плышевского подорвала две автомашины на дороге Любань – Глуск, в результате уничтожены 30 немецких солдат и офицеров.

                                       


Комментарии
Добавить новый Поиск
Лескин Анатолий Артемович  - O поездке в Любань   |31.13.144.xxx |2015-03-22 17:46:26
Я сын Артема Федоровича, живу в Тольятти. Сейчас на пенсии, проработал в автомобильной промышленности 50 лет, начал работать на Уральском автозаводе, а закончил на АвтоВазе. В 2002 году я ездил в Беларусь, посетил партизанские места, встречался с партизанами, их тогда было 7 челове из бригады. Встречали нас с женой как самых родных людей, большое спасибо работникам музея, лично Грибанову В.И.- председателю исполкома.
В прошлом году там побывали моя дочь с мужем и моими внуками( правнуки А.Ф.) Тоже побывали на острове Зыслов, в Государственном музее Любани! Внуки теперь выступают в школе и рассказывают о подвигах партизан и это очень хорошо, особенно сейчас в честь 70- летия Победы! Желаю всем ветеранам здоровья и долгих лет жизни, мы Вас помним!
Анонимно   |212.98.181.xxx |2017-04-17 15:10:01
Я послевоенный. Возле деревни Заберезинец мы знали место боя партизан. Там были окопы и землянки. Находили патроны, гранаты, фашистские каски защитного цвета. это был перекресток дороги из деревни Середибор и дороги Заберезинец- Сосны. Теперь это перекресток трудно найти потому, что все сильно изменилосью
Инна  - Помню и горжусь   |94.74.126.xxx |2017-05-08 22:28:57
Я внучка Плышевского Григория Ивановича и Плышевской Надежды Григорьевны.
Живу в Одессе.
Дед о войне не рассказывал. Еще школьницей была с ним на встрече ветеранов на острове Зыслов.
Все, что слышала от бабушки и моей мамы, рассказываю сейчас своим внукам. Очень жалею, что так мало знаю.
Благодаря вам рассказ будет полнее.
Спасибо.
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
UBB-Код:
[b] [i] [u] [url] [quote] [code] [img] 
 
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 
 Каталог TUT.BY