Лескин Артём Федорович Воспоминания о войне
Новиченко Степан Антонович
С бойцами 121 стрелковой дивизии
Встреча с группой А. И. Далидовича
Укрепляются связи с местным населением.
Встреча с разведчицей
Задание подпольного обкома
«Гольдфольд» против партизан
Словаки
Наш голос в «Эхе над Полесьем»
Сформирование бригады
Бои с карателями
Мы участвуем в «Концерте»
Борьба за урожай
Юные партизаны
Бои за партизанскую зону
Немецкая карательная экспедиция в феврале 1944
В прифронтовой полосе
Соединение с Красной Армией
Все страницы

Преодолев болото и речку, к вечеру добрались до деревни, про которую говорил Степан Антонович. Установив, что в деревне немцев нет, пошёл с одним из бойцов по деревне искать председателя колхоза. Встретили старичка, он нам поклонился, мы приветствовали его. Спросили, почему в деревне никого не видно, на улице пусто, где люди?
Он ответил, что время такое наступило – люди на улице не показываются. Мужчины, которые моложе возрастом, ушли с нашими войсками, а кто не успел уйти - прячутся в лесу, чтобы немцы не забрали. Правда, немцев ещё в деревне не было, а вот по дороге от Глуска на Маковичи часто  ходят крытые машины с пушками на прицепе и проста так, танки были, когда наши кавалеристы с немцами дрались.
- А в Глуске много немцев?
- А кто его знает? Комендатура есть, комендант немец, из уголовников набирает полицию.
- Далеко до Глуска?
- Нет, километров пять.
- Где найти председателя?
- Председатель где-то по деревне ходит, да вот он идёт.
Мы пошли к нему на встречу. Председатель встретил приветливо, спросил, чем может служить. Он, наверно, не первых нас встречает и знает нашу нужду. Рассказал об обстановке. Немцы ограбили все деревни, расположенные вдоль дорог: бьют свиней, курей, гусей, забираю хлеб, картофель. У них в деревне основное колхозное стадо угнали на восток, остальной скот и хлеб раздали по семьям.
Я спросил, где мы можем переночевать и как организовать ужин?
Председатель эту ночь предложил провести в клуне,  хлеба и молока пришлёт в клуню, а завтра можно будет устроиться где-нибудь в лесу и отдохнуть, а продуктами он обеспечит.
Мы поблагодарили председателя, и пошли за своими товарищами.  Вечером в клуню принесли продукты, мы поужинали, распределили дежурство и расположились на отдых.
Утром пришёл председатель, говорит, что для нас зарезали поросёнка, вот ведро, соль, хлеб, устраивайтесь в лесу. Он будет нас обеспечивать всем необходимым пока не придут наши: тогда  мы считали, что война скоро окончится.
Поросёнок был на килограмм тридцать, и я сказал председателю, что столько много нам не нужно. Тогда он отрубил кусок мяса, сказал, что этого нам пока хватит, а потом ещё принесёт, и ушёл.
Мы набрали ведро воды и углубились в лес. Выбрали место в густых зарослях, и стали варить мясо.
День прошёл спокойно, отдыхали, никуда не ходили, погода тёплая, ночевали в лесу. Утром небо затянуло тучами, пошёл дождь. У всех бойцов плащ-палатки, а мой комсоставский плащ промок насквозь. С одним из бойцов натянули его плащ–палатку на колышки, постелили под ней еловый лапник и улеглись рядышком, укрывшись моим плащом. К вечеру дождь стихает, но мы на ночь остались в лесу: хотя и сыро, но так спокойней.
На второй день пребывания в лесу в полдень услышали со стороны деревни стрельбу. Характер её понять не могли: на автоматную или пулемётную стрельбу она не была похожа. Иногда раздавались залпы, а потом – беспорядочные одиночные выстрелы. Звуки доносились из одного места – неужели расстрел?
Мы перепугались не на шутку, замаскировались и ведём круговое наблюдение, готовые в любую минуту скрыться в глубь леса. Скоро стрельба прекратилась. Выждав примерно час, я с одним из бойцов пошёл в разведку. Пробираемся к тому месту откуда слышалась стрельба.  Выходим на опушку леса, наблюдаем за деревней – всё спокойно. По улице ходят люди, куда-то едет подвода, у крайней хаты чем-то заняты мальчишки.
Обследовали опушку леса, обнаружили дымящиеся остатки костра. Сначала подумали, что это место отдыха таких же, как мы бойцов, которые, услышав стрельбу, скрылись в глубине леса. Но, после тщательного осмотра кострища, обнаружили очень много патронных гильз и поняли, что непонятная и напугавшая нас стрельба была результатом забавы мальчишек: брошенные в костёр патроны, нагревались и взрывались, образовывая шумный и не безопасный фейерверк.
Несколько дней спустя, сержант Афанасьев пришёл из очередного похода в деревню, куда посылал его для разведки, и доложил, что в деревне находится группа военнослужащих, есть командиры.
Пошли всей группой в деревню, встретили довольно солидную по составу группу. Обратил внимание на знаки различия. Представились друг другу. Это были военнослужащие 121 стрелковой дивизии: старший группы – политрук Гуляев Дмитрий Тимофеевич, младший лейтенант Фурман Матвей Иванович, сержант Васильев и рядовые Гамзюк и Григорович.
Гуляев рассказал, что после встречи с кавалерийской частью в урочище Белое, кавалеристы проследовали дальше к железной дороге, а их часть пошла к линии фронта. В районе урочища Пасека их окружили немцы. В течение двух суток вели бой, несли потери, но кончились боеприпасы, стали прорываться из окружения группами. Много бойцов погибло и попало в плен. Их группа в человек пятнадцать нарвалась на засаду, под автоматный и пулемётный огонь. Раздумывать было некогда, Гуляев бросил одну за другой две гранаты и, после их взрыва, бросился вперёд, увлекая за собой остальных. Вот эта группа вырвалась из окружения, судьба остальных неизвестна. Теперь пробираются к своим.
Я рассказал кратко о том, что произошло после нашей встречи в урочище Белое, а так же историю своего ранения.
Мы решили идти дальше вместе.
Распрощались с председателем колхоза. Он посоветовал нам идти на Загальщину, там, говорит, немцы ещё не были, - это самый безопасный путь. Колхозники из Барбарово через Загальщину гоняли скот на Копаткевичи и рассказывали, что там, и в Азаричах и в Колках, находятся наши части.
К вечеру дошли до деревни Нежин, и остановились на ночёвку в клуне недалеко от деревни. Там уже находились четыре бойца – пехотинца. Утром они пошли самостоятельно: ходить большой группой было опасно. С ними ушёл сержант Афанасьев и ещё два бойца из моей группы – они были из одного взвода и знали друг друга. Со мной остался маленький боец, совсем мальчишка, с которым мы укрывались от дождя под одной плащ-палаткой – Вася Хижов. Мы пошли с группой Гуляева.
Остановились у речки среди огородов деревни Нежин, накапали картошки и приготовились варить. Но Фурман сказал, что есть картошку без хлеба не хорошо и предложил испечь блины. Пока мы чистили картошку, он в консервной банке гвоздём набил дырки и сделал тёрку. Картошку натёрли в немецкую каску. Но в чём блины печь? Гуляев предлагает – в каске.
Разожгли костёр. Фурман начал жарить в каске блины, но они не жарились, а горели. Варить картошку в каске было удобно, поэтому мы её с собой и носили, а вот блины не жарились. Обратились в ближайшую хату к хозяйке за сковородой. Хозяйка, пожилая женщина, спросила, зачем нам нужна сковорода. Мы объяснили, она посмеялась над нами и сковороду дала. Потом спросила, есть ли у нас сало, чтобы смазывать сковороду. Дала небольшой кусок и объяснила, как нужно действовать.
Вернулись к костру, и работа пошла! Блин за блином соскакивал со сковороды. Фурман, правда, все руки обжёг, но блинов всем было вдоволь. Давно таких блинов мы не ели!
Вышли из Нежина и к полудню пришли в Славковичи. Разузнали, что в таких деревнях, расположенных среди Полесских болот, ни наших частей, ни немцев не было. Люди живут, как жили, работают в колхозе. Подтвердили, что наши части были в Копоткевичах и посоветовали туда идти вдоль канала, через Альбинск до Слободы.
Вдоль Славковичского канала идти было не опасно, но мы устали, шли медленно, не более десяти километров в день. Вот прошли уже Альбинск, продукты на исходе, а до Слободы ещё далеко. Канал  прорыт среди болот, широкий и глубокий, тянется до реки Птичь. По нему сплавляли лес, а теперь его некуда сплавлять. Штабели брёвен лежат по берегам. Ночуем в этих штабелях. Ночи холодные, плащ не греет. Бойцы заворачиваются в плащ-палатки, у Гуляева – шинель. Договорились с Гуляевым: он надевает правый рукав шинели на правую руку, я – левый рукав – на левую руку. Стелим мой плащ, ложимся на него спина к спине: теперь никто не перетянет шинель на свою сторону – полное равновесие. Удобства мало, но всё же ночью теплее.
В Слободу пришли поздно вечером, нашли председателя, получили немного продуктов, ночевать устроились в клуне, здесь солома, спать мягко и тепло. Заснули мертвым сном.
Утром председатель колхоза приносит нам хлеб, немного сала, ведро молока.
Он ознакомил нас с обстановкой. Наши были в Копаткевичах, но немцы на железнодорожной станции Жидковичи высадились большой силой, с танками и артиллерией, и пошли в наступление. Два дня шли бои по фронту на реке Птичь, но наши отступили. Сейчас идут бои за железнодорожный узел Калинковичи. У немцев здесь крупные силы и перейти линию фронта  будет трудно. Жители бояться, что немцы нагрянут в деревню, нам здесь оставаться опасно. Председатель колхоза ушёл. Мы посовещались и решили вернуться в Альбинск, а там решить, что делать дальше.
Вот мы снова в Альбинске. Встретились с председателем колхоза. Попросили его посоветовать, где можно нам спокойно и безопасно отдохнуть дня два – три.
Председатель предложил нам перебраться на Зыслов, там есть сарай.  Зыслов – это остров среди болот, к нему есть один подход и тот в брод. До брода идти кругом километров пятнадцать, но можно прямо через болото – три километра.
Решаем идти болотом, чтобы идти кругом у нас уже не было сил. Да и через болото идти не легко. Двинулись в путь. Сплошная вода по колено, местами меньше, а местами и по пояс, но не топко. Передохнуть негде – кругом вода. Медленно плелись к острову, берег которого, заросший кустарником, был виден уже давно.